Инфопортал
Назад

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

Опубликовано: 28.01.2020
0
0

Причины заболевания и факторы риска

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.

Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении;
  • рождение двойни или тройни;
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. Программа индивидуальной реабилитации может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми – таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

ДЦП сложно назвать болезнью

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

— Наш фонд приостановил прием заявок на курсовую реабилитацию. Мы считаем, что ребенку с ДЦП должна оказываться комплексная поддержка, которая в том числе будет направлена на профилактику и лечение осложнений, иметь доказательную базу, отвечать современным тенденциям.

Детский церебральный паралич сложно назвать болезнью. ДЦП – это состояние, реабилитация которого, в первую очередь, заключается в профилактике вторичных ортопедических осложнений, которые усугубляются в процессе роста ребенка. Эта профилактика должна проходить постоянно, изо дня в день, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Попытки замедлить эти осложнения два-три раза в год курсовой реабилитацией неэффективны.

Конечно, однозначного решения тут быть не может, целесообразность курсовой реабилитации для каждого человека может определить консилиум врачей.

Но эти курсы должны быть, в том числе, направлены на консультации родителей больного ребенка.

Как адаптировать среду ребенка под его ограниченные возможности, как правильно накормить его, как правильно и безопасно посадить его, как правильно спать, как избежать боли, как научиться быть самостоятельным, что в конечном итоге повысит качество жизни больного ребенка, а также всей его семьи. Такие курсы реабилитации, направленные на решение насущных задач семьи ребенка с ДЦП, должны проводиться каждые 4-6 месяцев для постановки новых индивидуальных и реальных задач, отвечающих требованиям SMART (specific, measurable, achievable, realistic, time-framed).

Но, заметьте, эти курсы не должны быть направлены на манипуляции с ребенком, они решают задачи обучения родственников ребенка научиться жить с проблемой, извлекая из этого максимум положительных моментов.

Эффективной помощь детям с ДЦП будет лишь в том случае, если она будет всеми технологиями способствовать интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество.

Есть 3 главные проблемы, которые необходимо решать у детей с ДЦП: активировать глобальные моторные функции; развивать навыки самообслуживания; совершенствовать коммуникацию.

Но эффективно решать эти задачи смогут не все специалисты, работающие сегодня в системе реабилитации. Правильнее сказать, таких специалистов (физических терапевтов, эрготерапевтов, коммуникаторов) практически нет в РФ по причине отсутствия системы их подготовки и стажировки на территории России.

Одна из важнейших задач нашего фонда сегодня — разработать механизм оказания помощи семьям по месту проживания с акцентом на развитии возможностей самого ребенка и на создание оптимальных условий, в которых он может реализовать свой потенциал.

Реабилитация в домашних условиях

— Фонд «Добросердие» занимался адресной помощью в оплате курсовой реабилитации довольно длительное время, потому что реабилитационный процесс детей с ДЦП должен быть регулярным, непрерывным и длительным. Но четыре года назад мы начали серьезно задумываться о реабилитации ребенка в домашних условиях, ведь большую часть времени ребенок проводит дома в семье, в своей квартире, со своими родителями.

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

В итоге сейчас постепенно уходим от сборов на курсовую реабилитацию. И хотя, конечно, каждую просьбу о помощи рассматриваем индивидуально, думаю, что в ближайшее время полностью отойдем от поддержки курсовой реабилитации, не встроенной в общую стратегию реабилитации ребенка. Это взвешенное и продуманное решение.

Когда мы только начинали развивать программу помощи детям с ДЦП, многие мамы звонили нам и говорили: «Я хочу поехать с ребенком в тот или иной реабилитационный центр». И мы по неопытности оплачивали эти курсы в различных реабилитационных центрах.

Получалось, что маршрут реабилитации выбирала мама, в лучшем случае по уже имеющемуся своему опыту, но чаще — потому что посоветовал кто-то из других мам. А нужно ли это на самом деле ребенку? Конечно, ни в одном центре маме не откажут в помощи. Но кто-то должен задать для ребенка правильное, целесообразное, понятое и принятое родителями направление реабилитации.

В самом начале нашей работы был такой случай. К нам обратилась мама с просьбой срочно оплатить ребенку реабилитационный курс. В карте ребенка, в графе «диагноз» значилось «ДЦП». Наш консультант-реабилитолог поехал в семью, и при встрече ему стало очевидно, что двигательные нарушения у мальчика есть, но это не церебральный паралич.

Деньги, которые фонду нужно потратить на курсовую реабилитацию ребенка, очень-очень сложно собирать. А продвигающего результата порой, не видим не только мы, но и родители детей.

Бывает так, что ребёнок какое-то время не проходит реабилитацию. Потом едет на реабилитационный курс, после которого у него случается психо-эмоциональный и физический всплеск. А потом возвращается домой, проходит время и это все угасает, результат сводится на нет. Правильно ли это? Правильно ли на это тратить деньги?

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

Сейчас мы считаем, что важно, чтобы у ребенка ВСЕГДА (в школе, дома, на улице) было правильное реабилитационное оборудование, в котором он будет сам стоять, сидеть или лежать и делать какие-то, доступные ему, движения. Это будет прекрасной ежедневной и ежечасной реабилитацией. Ведь дети без церебрального паралича вертикализируются довольно рано, как только начинают садиться, вставать, делать первые шаги.

В принципе, в реабилитации детей с ДЦП надо двигаться к этой же цели, и в этом может помочь специальное оборудование. Уже только одно правильное позиционирование ребенка с ДЦП в течение всего дня будет хорошим заделом для его успешной реабилитации.

Сейчас мы, скорее, объявим сбор на реабилитационное оборудование или на годовую поддержку ребенка с ДЦП, чем на отдельно взятый курс реабилитации, даже в очень хорошем реабилитационном центре. Хотя в годовую поддержку могут входить реабилитационные занятия в реабилитационном центре, но — недалеко от места проживания ребенка.

Уже четыре года мы работаем в рамках программы сопровождения МУВ («MOVING OPPORTUNITIES VIA EDUCATION (MOVE)” — Движение для жизни) — это программа направлена на повышение эффективности работы с детьми с ДЦП. Вначале мы организовывали обучающие семинары для родителей детей и специалистов, на которые приезжали кураторы МУВ из Великобритании и знакомили с принципами и азами программы. В этом году мы сами запускаем проект длительной поддержки ребенка с ДЦП по программе МУВ.

В рамках консультаций по программе МУВ есть обязательный выезд специалистов на дом для того, чтобы посмотреть развивающую среду, в которой растет ребенок, настроить имеющееся реабилитационное оборудование. По результатам визита родители получат рекомендации по адаптации домашнего пространства в связи с потребностями ребенка, по системе ежедневных занятий, по социально-бытовой адаптации ребенка.

В результате прохождения начальной, пятишаговой, диагностики по программе МУВ семья получает актуальный статус двигательного и психо-эмоционального развития ребёнка с выставленными ближайшими и перспективными целями по направлениям его развития. Дальнейшее сотрудничество будет зависеть от готовности семьи к сотрудничеству со специалистами и к работе по достижению выставленных целей.

К примеру, если в семье говорят «мы не будем убирать дверные проемы, хоть они и мешают проезду коляски и движению на тренажере ходьбы», сотрудничество вряд ли будет возможно.

Если же будет достигнут необходимый уровень доверия к специалистам, мотивации к изменениям, то участники программы сопровождения по МУВ смогут регулярно получать корректирующие рекомендации, разбирать удачи и неудачи прошедшего времени, получать новые наставления и необходимую материальную поддержку. Мы готовы оплачивать годовое сопровождение нуждающихся семей по этой программе.

Кроме того, в конце октября фонд «Добросердие» оплатил обучение заинтересованных специалистов из Елизаветинского детского сада — единственного в Москве бесплатного детского сада для детей со средней и тяжелой степенью ДЦП, а так же специалистов из частного медицинского центра «Милосердие» Марфо-Мариинской обители, в четырехдневном семинаре по программе МУВ с британскими специалистами. И мы уже составили программу сотрудничества с этими организациями по МУВу в дальнейшем.

Ранние признаки детского церебрального паралича

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:

  • задержка физического развития: контроля головы, переворачивания, сидения без поддержки, ползания или ходьбы;
  • сохранение «детских» рефлексов по достижении 3-6-месячного возраста;
  • преобладание одной руки к 18 месяцам;
  • любые симптомы, которые указывают на гипертонус или чрезмерное расслабление (слабость) мышц.

Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными – все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные;
  • у ребенка судороги;
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
  • малыш не ходит или ходит неестественно;
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Жить нормальной человеческой жизнью

— Эффективность курсовой реабилитации крайне сомнительна. Во-первых, курсовая реабилитация не предполагает постановки индивидуальных целей в начале курса и оценки результативности — в конце.

Во-вторых, она подразумевает определенный установленный набор манипуляций и процедур, который единообразно предлагают всем детям. И это принципиально неверно, поскольку у каждого ребенка — свои потребности.

Но даже если это условия выполнено — индивидуальные потребности учтены, большая проблема системы курсовой реабилитации заключается в том, что ребенок уезжает на реабилитацию далеко от дома. Не говоря уже о том, что переезды сами по себе стрессовая ситуация для ребенка, он регулярно «вынимается» из своей нормальной естественной среды.

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

Он не может социализироваться в своем дворе, в своем детском саду, в своей школе, не может получать образование, жить нормальной человеческой жизнью. Искусственная ситуация постоянного перемещения из одного медицинского центра в другой лишает детей и их родителей возможности формировать свою среду.

Очень часто родители даже не ставят перед собой такую задачу.

Мы за то, чтобы реабилитация проходила там, где ребёнок живет. И в этот процесс обязательно должны быть включены родители и те люди, которые окружают ребенка, чтобы процесс помощи становился ежедневным, а не от раза к разу 3 раза в год. Поэтому мы поддерживаем те организации и те центры, которые двигаются в этом направлении.

И сейчас многие центры проводят образовательные программы для родителей, в которых родителей обучают правильно сажать ребенка, помогать ему ходить, помогать ему с питанием. Кому-то нужны физические упражнения, а кому-то – логопедические. Мы очень поддерживаем такой подход.

Такие места есть, но их мало, и они не приближены к ребенку. И это, как правило (за исключением системы помощи в Тюменской области), негосударственные медицинские и реабилитационные учреждения.

Если родители обращаются к нам в фонд с просьбой помочь оплатить реабилитационный курс в том или ином центре, в некоторых случаях мы соглашаемся. Мы не против реабилитации вообще. Но необходимость курсовой реабилитации в каждом конкретном случае должна быть подтверждена специалистами серьезных медицинских центров.

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

Такая реабилитация может быть показана после операции, гипсования, во время скачка роста, усиления спастики.

В остальных случаях, реабилитационная помощь должна оказываться: по мере необходимости, по месту проживания, с четко обрисованными задачами, индивидуальными целями, которые регулярно замеряются.

Она должна содействовать, а не мешать интеграции ребенка в общество. Важно, чтобы та поддержка, которую он получает, была вписана в его основную жизнь, а не замещала ее. Ребенок должен быть, прежде всего, ребенком, а не пациентом.

Когда курсовая реабилитация нужна

— Курсовая реабилитация — краткосрочная, но интенсивная — в определенных случаях, конечно, нужна. Если ребенок с ДЦП перенес операцию, серьезный эпилептический приступ, откат в развитии после болезни, гипсование – ему понадобится курс медицинской реабилитации.

Но дальше его реабилитация должна стать социальной – то есть, встроенной в жизнь. Он должен жить в социуме, приспособиться к окружающей его жизни. Соответственно реабилитация должна происходить ежедневно, чтобы ежедневно закреплять какой-то новый, полезный для жизни навык.

Он может получать реабилитацию в школе, в садике, в центре реабилитации или на дому, но – регулярно! Ребенок должен адаптироваться к той среде, в которой живет. Вот он живет в ЭТОЙ квартире, ходит в ЭТОТ детский сад, на ЭТУ детскую площадку – именно там он и должен адаптироваться. Если мы его вырываем на какое-то время, помещаем в чужую среду и там его реабилитируем, то по возвращении он опять оказывается в новых условиях и не понимает, как себя вести.

Современные методики лечения ДЦП

Основной задачей программ индивидуальной реабилитации для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.

Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия (лечение лошадьми), психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
  • грязевые аппликации, повышающие биоэлектрическую активность мышц;
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
  • занятия с психологом;
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа “Логоритмика”);
  • специальная педагогика;
  • шиацу-терапия – массаж биологически активных точек;
  • занятия по методике Бобат – специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
  • методика Пето – разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
  • хирургические ортопедические вмешательства;
  • санаторно-курортное лечение;
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

Физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) приносит лучшие результаты до трех лет, однако в России многие центры отказываются принимать деток до года или до трех лет, да и врачи не спешат с установлением диагноза и оформлением инвалидности.

Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту – приспособиться к жизни.

С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • воспитание навыков личной гигиены;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.

Во многих случаях возможна дальнейшая трудовая деятельность человека с диагнозом «ДЦП». Такие люди могут освоить профессии умственного труда (педагоги, но не младших классов, экономисты, архитекторы, младший медперсонал), работать на дому программистами, фрилансерами и даже (при сохранности движений рук) швеями. Трудоустройство невозможно лишь в тяжелых случаях.

Детский церебральный паралич имеет несколько форм и степеней тяжести. Инвалидность при ДЦП оформляется в том случае, если заболевание сопровождается ограничениями по отношению к нормальной жизнедеятельности, обучению, самообслуживанию, речевому контакту. Оформление инвалидности возможно только после медицинского обследования.

  • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением;
  • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике;
  • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения – например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.

Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

  • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях;
  • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ;
  • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства;
  • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания;
  • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу);
  • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год);
  • освобождение от оплаты в детских садах;
  • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо – 1,2 тыс. рублей);
  • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год);
  • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж;
  • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее;
  • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах.

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО – Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет.

Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште – столице Венгрии – это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.

Существует множество других центров реабилитации и санаториев, принимающих на реабилитацию детей с ДЦП. Только в Москве, например, функционируют Центр реабилитации детей с ДЦП «Движение», Реабилитационный центр «Огонек», Центр реабилитации «Преодоление» и другие. В некоторых учреждениях возможна также бесплатная реабилитация детей с ДЦП. Семьям с детьми-инвалидами также оказывают поддержку в благотворительных организациях и социальных центрах.

Реабилитационная Бобат-терапия

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз.

Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях – родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Средства технической реабилитации

При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка.

Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм Адели, перераспределяющий нагрузку, тренажер Гросса, развивающий моторику, «Велотон», стимулирующий мышцы, костюм «Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и так далее.

,
Поделиться
Похожие записи